Опасный средний класс: почему Латинская Америка опять запылает
Andrea G
Moisés Naím / The Atlantic
Процветание Латинской Америки заканчивается. 2004–2013 годы эти страны провели в условиях стремительного экономического роста благодаря выросшему спросу на их экспорт, в основном сырьевой. Развивалась экономика и наполнялись бюджеты. Процентные ставки упали, кредиты стали доступны, иностранные инвестиции текли рекой.
Но замедление Китая и мировой экономики в целом обрушило цены на сырье, следом сократились иностранные инвестиции, менее доступными стали кредиты. В этом году в регионе ожидается очередное падение темпов экономического роста – уже пятый год подряд. Средние темпы роста за 2010–2015 годы составят лишь 40% от того, что было в 2003–2010 годах.
Внезапные спады для Латинской Америки не новость. С 1970 по 1988 год регион переживал экономический кризис каждые два года. В Перу в 1979–1998 годах кризисы наступали почти ежегодно. Динамика ВВП, инфляция, дефициты бюджетов, обменные курсы и другие экономические показатели стран Латинской Америки в несколько раз более волатильны, чем в развитых странах.
Но нынешнее замедление не будет обычным. Экономический бум предыдущего десятилетия, по словам главного экономиста Межамериканского банка развития (МБР) Хосе Хуана Руиса, сильно повысил уровень жизни беднейшей части населения. Впервые в истории экономическое неравенство в регионе, традиционно весьма высокое, значительно уменьшилось. На этот раз латиноамериканские государства активнее, чем когда-либо в прошлом, тратили значительную часть экспортных доходов на финансирование медицины, образования, жилья и социальных программ для бедных граждан.
По расчетам МБР, эти вложения не пропали даром. Расходы на социальные программы в 2005–2012 годах удвоили темпы роста в регионе, а доля тех, кто живет за чертой бедности, упала с 34% до 21%. В 1990 году к среднему классу причисляли только 17% жителей Латинской Америки, сегодня их уже около трети.
Однако в этих достижениях скрываются новые опасности. Раньше последствия экономических спадов в Латинской Америке затрагивали в основном бедное население. Сегодня замедление экономики ударит в первую очередь по обширному, но все еще хрупкому среднему классу.
А его представители не только многого ждут от властей, но и более активны политически и лучше умеют самоорганизовываться. Во многих странах, от Мексики до Аргентины, нарастают уличные антиправительственные протесты. В Мексике, Бразилии, Перу, Чили, Гондурасе и Гватемале гремят коррупционные скандалы, доходящие до самого верха. Новый средний класс менее терпим к коррупции и имеет доступ к новым технологиям, упрощающим политическую самоорганизацию. В этом много положительного – политики и партии, засидевшиеся во власти, вынуждены будут уйти. Но эти перемены могут спровоцировать глубокие социальные конфликты, паралич государства и политическую нестабильность.
У нового среднего класса Латинской Америки высокие запросы. Согласно опросам Latinobarómetro, 45% жителей Латинской Америки относят себя к среднему классу; вдвое больше людей, чем 15 лет назад, довольны уровнем своей жизни. Но при этом лишь 20% относящих себя к среднему классу считают, что улучшения в их жизни объясняются экономическим ростом в стране в целом. 32% полагают, что это их собственная заслуга. И 50% считают, что повышение уровня жизни у них не временное, а постоянное.
Многие из латиноамериканцев скоро обнаружат, что появившееся у них недавно благополучие – вещь довольно ненадежная. Что сытые годы закончились и сохранить прежний уровень процветания будет намного сложнее, чем раньше. А это означает, что для Латинской Америки наступают неспокойные времена.
Оригинал статьи
Оригинал был опубликован на английском языке в The Atlantic 8 октября.